До начала 2000-х, чтобы отправить небольшой пакет партнерам или посылку родственникам, приходилось обращаться в государственную почту или доверять ценность водителям рейсовых автобусов. Второй вариант отличался скоростью, но о безопасности речь не шла, — все устные договоренности подкреплялись только честным словом водителя. Перевозка сборных грузов стала удобной и недорогой альтернативой нелегальным отправлениям. Невысокая стоимость услуг и скорость — главные преимущества обращения к транспортным компаниям.
Принцип перевозки сборных грузов
Первыми систему попутных отправлений освоили китайцы. Даже крупные торговые агрегаторы, которые вполне могли себе позволить собственный автопарк и авиатранспорт, объединялись, чтобы сократить расходы на доставку покупок европейским клиентам. Для многотонной баржи, которая везет лес или металлы добавление одного контейнера — мелочь, в то время как для продавца — сокращение расходной сметы в разы. Символически доплачивая реальному исполнителю, корпорации обеспечивали клиентам бесплатную доставку, — сервис, благодаря которому розничная торговля с Азией стала такой популярной.
Оценив преимущества, федеральные и региональные грузовые перевозки скопировали съему. Для удобства потребителей каждая ТК добавляет некоторые тонкости сервиса:
- пункты приема и выдачи посылок по всей стране и в крупных городах за рубежом
- собственную централизованную систему отслеживания и информационный сайт
- договоренности с региональными авиа и ж/д перевозчиками для дальних расстояний
- сопутствующие услуги от упаковки до вручения в руки
Чтобы успешно соперничать с государственной почтой, частные ТК со сборными грузами сделали ставку на скорость обслуживания. Вместо гарантированных основным перевозчиком 2-3 недель они предлагают 3-4 дня. Таким сервисом транспортная компания обеспечила внимание не только частных отправителей, но и бизнеса — интернет-продавцов, которые заинтересованы в срочной и безопасной доставке покупок по стране.
Организация городских пунктов
Сборные грузы — перевозки, при которых в машину складываются небольшие отправления десятков заказчиков. Между мегаполисами курсируют крупные машины, в регионы — вплоть до легковых. Скорость грузоперевозки обеспечивает сложная, но продуманная логистика, при которой конкретный предприниматель может отвечать за свой участок, являясь при этом частью единой франчайзинговой сети.
Клиент сдает посылку в региональном пункте в Приморске, откуда начинается ее путь. Дальнейшие действия компании:
- региональный пункт (частная компания) отправляет багаж небольшой машиной в Мелитополь — в течение суток он будет перегружен
- крупных хаб мегаполиса по договоренности с авиалиниями, принимает посылку в числе остальных отправлений контейнером до Киева — через 3-4 часа она уже будет разгружена
- в столичном сортировочном центре багаж раскладывают по машинам других областных перевозчиков — посылка попадает в фуру, отправляющуюся на Чернигов
- в областном центре ее принимает на борт местный представитель и доставляет в небольшую Рудку
Юридически все отправные пункты могут быть самостоятельными предприятиями франчайзинговой сети. Это позволяет бизнесмену из области обеспечивать доставку только по своему кусту — не тратиться на длительные командировки и содержание сторонних точек, совмещать работу с другими заказами. Благодаря этой же системе системообразующие крупные узлы не распыляются на организацию работы точки в удаленном поселке.
Все предприятия при этом работают в одной системе, подчиняются общим требованиям к качеству. Отлаженная система работает как часы. Клиенту обеспечивается главное — доставка груза из Приморского района до поселка на другом краю страны за 3 дня. Такие скорости почте, которая учитывает наполняемость железнодорожных почтовых вагонов и отправляет составы раз в 3-4 дня, и не снились. В ТК в том же направлении машины могут отправляться 3-4 раза в день. При этом сортировочные хабы в крупных городах работают круглосуточно — принимают вечером прибывшие машины и готовят за ночь к отправке новые.
Дополнительные услуги транспортных компаний
Транспортные компании стали максимально востребованными благодаря сервису. Он стал хорошим контрастом почтовым услугам. В ТК комфортно будет чувствовать человек, который ни разу посылок не отправлял.
Упаковка
При приемке сотрудники предлагаю отметить, груз какого типа сдается. Эта отметка — не формальность. В зависимости от типа отправления, если требуется, компания предложит заменить или дополнить упаковку:
- одежда, мягкие вещи отправляются даже в мешке — им не страшны удары, сборка с другими видами грузов
- документы, ценности отправляются в кабине с водителем или в своеобразном сейфе, пломбируются
- бытовая техника и электроника ставятся в палеты или жесткие короба
- коробки, для которых необходимо сохранение формы грузятся на верхние ярусы
Разобраться помогает электронная система маркировки. Эти штрихкоды увидит и получатель, — благодаря им сортировка проходит быстро и безошибочно. Сотрудник просто «спикивает» коды для конкретной машины и дает команду на погрузку. Дополнительные наклейки «хрупкое», «верх, не переворачивать» предупреждают уже грузчиков.
Отслеживание отправлений
Благодаря тем же штрихкодам получатель и отправитель в реальном времени видят, где находится груз. Даже транспортный парк часто оснащен маячками. Вводя полученный при заключении договора номер, клиент не только может убедиться, что посылка вышла, но и проверить информацию о ней:
- вес, габариты
- указанный тип груза
- заявленную стоимость
- вид упаковки
В большинстве ТК принято фотографировать коробку до погрузки. Это позволяет найти виновника, если с багажом возникнут проблемы. Самому клиенту также можно сделать фото и сверить вес при получении. Даже если багаж не застрахован, компания несет ответственность. Минимальные суммы указаны в договоре.
Страхование
Транспортная компания несет полную ответственность за целостность груза и упаковки. Приемщик тщательно проверит целостность коробки или мешка. Клиент может дополнительно указать стоимость, чтобы рассчитывать на большую компенсацию в случае ЧП. Такие случаи единичные.
Курьерские услуги
В большинстве пунктов работают курьеры, которые могут не только доставить отправление заказчику, но и забрать от отправителя. Сделать это при помощи сторонней курьерской компании сложнее — отправитель должен будет предъявить паспорт, описать вложение, заплатить. Собственный курьер оформит все формальности на месте, привезет коробки и наполнитель, если требуется. При доставке крупногабаритных заказов оформить курьерские услуги — это удобно и выгодно.
Если отправитель не указал доставку до квартиры, это можно сделать и позже. После звонка о прибытии груза нужно связаться с региональным пунктом и сообщить о своем желании.
Расчет стоимости отправления
У ТК прозрачная система расчета стоимости. На сайтах даже делают автоматические калькуляторы, где клиент может прикинуть итоговую стоимость. Для расчетов важны:
- расстояние перемещения
- вес и габариты
- дополнительные услуги
В итоге клиент увидит и стоимость, и расчетный срок выполнения. Окончательные цифры будут объявлены при заключении договора. С расчетными они редко серьезно расходятся, — даже сутки опоздания считаются серьезным ЧП, так как от задержки страдают следующие узлы.
Преимущества сборных отправлений
Сборные грузы — это скорость, надежность и невысокая стоимость. Артерии ТК связали страну — крупные и мелкие города. Более 80% частных посылок перемещаются именно в составе сборных грузов, даже если покупатель интернет-магазина об этом не задумывается.